Использование информационных технологий в ДОУ
Детский сад –это часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи нам помогает сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационной и коммуникационной.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Актуальность использования информационных технологий в нашем дошкольном учреждении диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания. С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
Цель ИКТ в дошкольном учреждении: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в дошкольном учреждении:
- обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса, реализации образовательной деятельности;
- обеспечение взаимодействия с семьёй;
- обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада, аккаунтов в соцсетях и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
- облегчение методической работы;
- обеспечение коммуникации;
- возможность самореализации и самообразования.
В нашем дошкольном учреждении используются информационно- коммуникативные технологии, которые включают в себя:
- Использование Internet в педагогической деятельности с целью информационного и научно-педагогического сопровождения образовательного процесса в Детском саду в обычном и дистанционном режиме. Знакомство с опытом работы педагогов города, страны.
- Разрабатываются материалы для обучающих видео. Создается видеоархив мероприятий с детьми.
- Оформляются материалы по различным направлениям деятельности, с использованием программ MicrosoftOffice, Word, Excel, в том числе при разработке планов, различного вида, методических мероприятий для педагогов, консультаций для родителей.
- Мультимедийные презентации для повышения эффективности различных форм работы с педагогами.
- Используется цифровая фотоаппаратура и программы редактирования для создания и демонстрации фото-презентаций, видеофильмов.
- Активно используется интерактивное оборудование.
- В Детском саду создан сайт, который постоянно обновляется и пополняется http://verkhove-ds2.obr57.ru
- Аккаунты в социальных сетях:
- ВКонтакте: https://vk.com/club200659345
- Одноклассники: https://ok.ru/group/70000001416179
Бесплатный доступ педагогических работников к образовательным, методическим услугам через сеть Интернет осуществляется с компьютера, установленного в методическом кабинете, а также с личных компьютеров через электронную почту учреждения (ver_ds2@orel-region.ru)
Информационное обеспечение Детского сада включает:
Вид |
Вид помещения |
Функциональное |
Категория |
Персональный |
Кабинет |
выход в Интернет, работа с отчетной документацией, |
заведующая |
Ноутбук - 2 шт., |
Методический кабинет |
Осуществление методической помощи педагогам; организация консультаций, семинаров, педагогических советов; работа с отчетной документацией, оформление педагогического опыта, выход в Интернет, работа с сайтом, аккаунтами соцсетей |
Старший воспитатель, |
Проектор – 1 шт. |
просмотр видеороликов, презентаций, опытов работы, конференций, семинаров |
Старший воспитатель, воспитатели, специалисты |
|
Экран- 1 шт. |
|||
Ноутбук - 1 шт., |
Музыкальный зал |
работа с документацией, оформление педагогического опыта, выход в Интернет, музыкальное оформление праздников |
Музыкальный руководитель |
Телевизор – 1 шт., |
просмотр видеороликов, презентаций, опытов работы, конференций, семинаров |
Музыкальный руководитель, воспитатели |
|
Проектор – 1 шт |
|||
Экран- 1 шт. |
|||
Музыкальный центр- 1 шт. |
музыкальное оформление праздников |
Музыкальный руководитель |
|
Ноутбук - 1 шт., Интерактивная воздушно-пузырковая труба «Аура» с пуль том (мягкая платформа угловая, комплект из двух акриловых зеркал)- 1 шт Стол с песком для рисования с подсветкой- 1 шт |
Кабинет педагога-психолог |
работа с документацией, оформление педагогического опыта, выход в Интернет, |
Педагог-психолог |
Ноутбук - 1 шт., Логопедический программно-дидактический комплекс «Логомер-2», флешка |
Кабинет учителя-логопеда |
работа с документацией, оформление педагогического опыта |
Учитель-логопед |
Персональный |
Кабинет документоведа |
работа с отчетной документацией |
Документовед |
Персональный |
кабинет |
Работа с отчетной документацией |
Завхоз |
Персональный |
кладовая |
Работа с отчетной документацией |
Кладовщик |
Музыкальный центр- 1 шт. |
Спортивный зал |
музыкальное оформление образовательной деятельности, спортивных развлечений |
Инструктор по физической культуре |
Принтер – 5 шт. |
Кабинет заведующего |
Распечатка отчетной документации, конспектов образовательной деятельности, планов работы, картотек |
Заведующий, старший воспитатель, документовед, завхоз, воспитатели, специалисты |
Методический кабинет |
|||
Кабинет делопроизводителя |
|||
Сканер – 2 шт |
Методический кабинет, кабинет заведующего |
Сканирование отчетной документации |
Заведующий, старший воспитатель, документовед |
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;
- оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
- создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
- оформление буклетов, материалов по различным направлениям деятельности;
- использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Использование ИКТ в процесс взаимодействия с детьми
- .Мультимедийные презентации;
- .Обучающие фильмы;
- Дидактическик игры;
- Образовательная деятельность;
- Развлечения;
- Праздники;
- Мастер - классы;
- Познавательные беседы.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия со специалистами и педагогами ДОУ .
- Обмен опытом через проведение мастер-классов, сообщений с использованием презентаций.
- Выступление на родительских собраниях.
- Оформление стендов, группы;
- Подбор материала к НОД;
- Оформление документации, отчетов.
- Создание презентаций;
- Обмен опытом работы;
- Участие в конкурсах через интернет;
- Выкладывала на сайт детского сада статей для родителей, конспектов занятий, докладов и презентаций;
- Подбор танцев и песен для утренников и открытых занятий.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями.
- Создание сайта группы, аккаунтов в соцсетях и постоянное их обновление.
- Родительские собрания.
- Консультации.
- Проведение мастер классов и круглых столов.
- Подбор иллюстрированного материала для родительских уголков.
- Создание видеофильмов о жизни детей в детском саду.
- Создание тематических презентаций на разные темы.
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
- помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- помогает формировать информационную культуру у детей;
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);
- помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
- ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
- с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Таким образом, использование информационных технологий в образовательном процессе нашего ДОУ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс и повысить его эффективность.