Доступная среда
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
о специально оборудованных учебных кабинетах |
групповое помещение, спортивный зал, музыкальный зал, кабинеты учителя-логопеда и педагога- психолога (ровны пол, расширены проемы) |
о приспособленных объектах для проведения практических занятий |
|
о приспособленной(ых) библиотеке(ах) | уголки книги в групповых и библиотека в методическом кабинете |
о специальных объектах спорта |
|
о приспособленных средствах обучения и воспитания |
В учреждении используются средства обучения и воспитания:
|
об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации |
1) 2 входа в здание оборудованы пандусом с поручнями; |
о специальных условиях питания | Специальные условия питания не предусмотрены. |
о специальных условиях охраны здоровья |
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организации образовательной деятельности данной категории детей осуществляется с учетом здоровья, а именно разработан щадящий режим дня, адаптированная основная образовательная программа. В ДОУ имеется медицинский кабинет и изолятор. В штате учреждения – старшая медицинская сестра. Медицинское обслуживание осуществляется по договору БУ ОО «Верховская ЦРБ», в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры), вакцинация. Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК. В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок. |
о приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ
|
На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение дошкольниками информации необразовательного характера. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих. |
о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
|
В учреждении имеется ноутбук для проведения занятий, с установленной на нем программой «Логомер», дидактические пособия; воздушно-пузырьковая колонна, для песочной терапии (стол с подсветкой «Песочная анимация», кинетический песок, фигурки диких и домашних животных, «Семья»); набор логопедических зондов; пособие для развития фонематического слуха, для развития речевого дыхания «Шарик», «Ветрячок»; настольный кукольный театр (3 вида); пособия «Учусь говорить», «Картинки-половинки», «Болтовая мозаика», шнуровки, дидактические пособия «Деревня», «Мальчишки и девчонки», «Эмоции» и др. |
о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате | ______________________________ |
о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с органиченными возможностями здоровья | ______________________________ |
Инклюзивное образование —это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ: Создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
- Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
- Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
- Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
КАДРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:
Все педагоги прошли курсовую подготовку по программе «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья образовательной организации в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО» (2020-2021).
Учитель-логопед прошла курсовую подготовку по программе «Реализация ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью в образовательной организации: содержание, условия, организация» в 2021 г. (БУ ОО ДПО "Институт развития образования"), «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО» в 2020 г. (БУ ОО ДПО "Институт развития образования"), дополнительное образование: Профессиональная переподготовка: ФГБОУ ВО "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина" "Теория и практика специального образования", логопедия, 2018 г..
Учитель-дефектолог прошла курсовую подготовку по программе «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО» в 2020 г. (БУ ОО ДПО "Институт развития образования"), дополнительное образование: Профессиональная переподготовка - ФГБОУ ВО "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина" "Теория и практика специального образования, квалификация - дефектология (олигофренопедагогика), 2019 г.
Педагог-психолог прошла курсовую подготовку по программе "Психолого - педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС ОО" - для педагогов -психологов в 2020 г. (БУ ОО ДПО "Институт развития образования"), «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО» в 2020 г. (БУ ОО ДПО "Институт развития образования").
Модель профессиональной взаимосвязи специалистов ДОУ в работе с детьми с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог: организует взаимодействие педагогов; разрабатывает индивидуальные маршруты развития ребенка; проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; организует специальную коррекционную работу с детьми; повышает уровень психологической компетенции педагогов ДОУ; проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед: диагностирует уровень развития речи; составляет индивидуальные планы развития; проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов); консультирует педагогов и родителей.
Учитель-дефектолог: занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих особые образовательные потребности.
Музыкальный руководитель: осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.
Инструктор по физической культуре: осуществляет укрепление здоровья детей; совершенствует психомоторные способности детей.
Воспитатель: проводит занятия по различным видам деятельности, организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно-гигиенические навыки; организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов; применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует родителей по вопросам воспитания.
Образовательная деятельность с воспитанниками с ОВЗ осуществляется по Адаптированной основной образовательной программе, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Законодательные ресурсы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
Международно-правовые документы, определяющие положение ребенка в современном мире:
- Всеобщая декларация прав человека - принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12. 1948 г
- Декаларация о правах умственно отсталых лиц - принята резолюцией (XXVI) Генеральной Ассамблеей от 20.12.1971 г.
- Декларация ООН о правах инвалидов - принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеей от 9.12.1975 г.
- Конвенция ООН о правах ребенка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах- участника. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20.10. 1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
- Всемирная декларация об образовании для всех - принята 09.03.1990 г.
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов - приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеей от 20. 12. 1993 г.
- Саламанская декларация о принципах и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями - Саламанка, Испания, 10.06.1994 г.
- Конвенция о правах инвалидов -от 13 декабря 2006 г.
Федеральные документы:
- Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»— является основным Федеральным законом, обеспечивающим образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержит ряд статей (2,3, 5, 11, 42, 44, 55, 58, 60, 79 и др.), закрепляющих право детей на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
- Закон от 24.07.1998 г. № 124 -ФЗ (ред от 02.12.2013 г) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" - занимает центральное место в нормативно- правовом обеспечении образования. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на прфессиональную подготовку и др.
- Закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред от 04.01.1999 г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
- Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003.г. № 27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися имеющими сложный дефект"
- Письмо Заместителя министерства МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" .